Опубликовано 15 октября 2015 в 21:54

Страницы истории нашей школы

Может быть, кто-то сочтет, что справедливо было бы назвать этот рассказ предысторией нашей школы, а кому-то, быть может, покажется, что эта история имеет к нынешней 187 школе весьма косвенное отношение… Но из таких, казалось бы, маленьких страничек прошлого и складывается история поколений, история нашего города, история нашей страны… А когда речь идет о школе, то это - судьбы множества людей разных поколений, память о которых мы хотим сохранить.

Страница первая

"Преображенская Новая школа Товарищества учителей" была основана в январе 1906 года группой петербургских учителей, энтузиастов и подвижников своего дела. Товарищество учителей арендовало для школы третий этаж в доме №5 по Потемкинской улице, принадлежавшем в те времена госпоже А. Г. Дубасовой (Сейчас здание занимает экономический факультет СПбГУ). В 1906 году школа занимала в здании лишь третий этаж - две квартиры № 12 и № 13 - из 15 и 16 комнат. Инициатором учреждения «Преображенской Новой школы» была учительница русской словесности Юлия Семеновна Иванова, уволенная за участие в декабрьской (1905 г.) забастовке из Рождественской гимназии. В организационный комитет школы, кроме Юлии Семеновны, вошли революционно настроенные учителя А.П. Аксюк и В.А. Гаврилов, известный историк А.К. Лютш и видный математик С.И. Шохор-Троцкий, "удаленный от исполнения возложенных на него должностей" из Александровского и Смольного институтов за участие в той же забастовке.

Школа, открытая на правах учебного заведения первого разряда в составе 8-ми классов называлась "Преображенской Новой школой Товарищества учителей" и давала возможность закончить образование ученицам, исключенным из старших классов казенных гимназий за политические убеждения. Однако конечной целью школы было организовать образование детей по новым принципам, провозглашенным Товариществом учителей. Совместное обучение мальчиков и девочек, которое устроители школы считали одним из основных своих принципов, изначально удалось осуществить лишь в приготовительном и первых двух классах. Министерство народного просвещения не допустило совместного обучения в старших классах. А в 1907 г. школа была преобразована в женскую гимназию /по положению 24 мая 1870 г./. Относительно названия гимназии учебным округом был сделан особый запрос, почему она именует себя "Новой школой". В ответ на него Юлия Семеновна Иванова писала, что школой руководит не она одна, а группа лиц, посвятивших себя педагогическому делу и образовавших с этой целью основанное на взаимном доверии товарищество. Название "Преображенская Новая школа" не имеет в виду какое-то уже готовое, новое содержание работы, а является лишь программой на будущее. Ю.С. Иванова настаивала на недопустимости различия программ обучения в зависимости от пола учащихся, уверяла в, что «обновление практики школьной жизни будет достигнуто только при том условии, если на первый план будет поставлено не словесное убеждение, а живой пример серьезного и внимательного отношения к своим обязанностям со стороны самого учителя».

Подгоняя всех под один шаблон, учебное начальство предложило "Преображенской Новой школе" впредь именоваться: "Женская гимназия с правами для учащихся, разрешенная на имя Ю.С. Ивановой".

Педагоги новой школы считали очень важным выработать устав своего учебного заведения и ознакомить с отраженными в нем целями и задачами школы не только родителей и учеников, но и широкие общественные круги. Опираясь на положения современной педагогической науки, они призывали строить всю учебно-воспитательную работу с учетом природы ребенка, бережно относясь к его личности. В этом усматривалось основное отличие новой школы от русской казенной гимназии с ее деморализующей атмосферой. Журнал "Эхо средней школы" за 1907 год писал о том, что "педагогический персонал новых школ Петербурга не имеет возможности и средств создать действительно новую, образцовую школу, но подлинная новизна этих школ в том, что здесь считаются с личностью ребенка, уважают его, стремятся ответить на все его запросы, разрешить сомнения. Учащиеся не без основания дали им название вольных".

«В учащихся старались пробудить, — вспоминала выпускница гимназии 1919 года Наталья Чхеидзе, — прежде всего живое, творческое отношение к знаниям, развить активное мышление, подлинный интерес к изучаемому предмету. Русская литература преподавалась в широкой связи с общественно­-историческими процессами в свете работ Белинского, Добролюбова, Писарева и новейших передовых авторов, а уроки рисования чередовались с кратким курсом истории изобразительных искусств. Основы геологии и палеонтологии изучались во время экскурсий по окрестностям Петрограда, а ученицы старших классов совершали исторические экскурсии в Новгород, Нарву, Ригу, другие древние города. Даже такой урок, как пение, был связан с изучением песенной культуры, не только русской, но и украинской, немецкой, французской, а также хоровых и дуэтных номеров из опер".

Страница вторая

После Октябрьской революции 1917 г. школа сохранила название – "Преображенская новая школа". Многие учителя Преображенской женской гимназии окончили курсы П. Ф. Лесгафта, получившие известность как один из центров революционного студенчества Петрограда. Вероятно, поэтому в 1917 г. школа не только сохранила свой статус, название, директора и весь преподавательский состав, но и получила в полное распоряжение все здание на Потемкинской улице (напомним, до этого она занимала лишь третий этаж дома N5). На смену восьмиклассному образованию пришло девятилетнее, женская гимназия стала школой совместного обучения, а из двух иностранных языков - французского и немецкого - был оставлен только немецкий. Заведующей школы была назначена Юлия Семеновна Иванова, председательница Педагогического Совета, которая преподавала в школе русский язык и литературу с 7 класса.

Секретарем школы была назначена Екатерина Александровна Соколина, выпускница Смольнинского института.

С ноября 1918 г. в связи с проводимыми большевиками реформами в области образования школа меняет название и становится 9-ой Трудовой школой 1 и 2 ступени 2-ого Городского (впоследствии - Смольнинского района) В школе было все так же 9 основных классов. Как и в дореволюционные времена, работали школьный музей, библиотека и лаборатория, которой заведовала учительница естественных наук А.А.Томилина. Согласно архивным данным, в то время в школе работали 27 - 12 мужчин и 15 женщин.

Страница третья

С января 1920 г. – в связи с новой реорганизацией школ – Преображенская новая школа Становится 18-ой Советской школой Смольнинского района. Это Единая школа 1 и 2 ступени располагалась по адресу: ул. Потемкинская д. 5/62. В ней преподавало 35 учителей.

В 1922 году в школе работают удивительные педагоги-мужчины: Абрамович Дмитрий Иванович – профессор (с 1898 г.); Лаг Исидор Георгиевич (с 1905 г.), освобожден от призыва в армию как незаменимый педагогический работник. Макушин Алексей Иванович – врач (в школе с 1882 г.),

В 1922 г. – в школе проведен капитальный ремонт.

Страница четвертая

В 1922 году в связи с очередной реорганизацией и необходимостью упорядочения нумерации школ по городу – школа на Потемкинской ул., д. 5/62 стала носить номер – 9 Советская школа 1 и 2 ступени Центрального района. Дом был муниципальным с печным отоплением. Здание старое, обветшало и нуждалось в ремонте.

К 1925 г. – школу по-прежнему возглавляет Иванова Ю.С.
С 1926 г. – Советскую школу возглавляет Нилова Е.В. (делопроизводитель – Кононович Е.С.). В школе были открыты промышленный и экономический классы.

С 1930 г. – заведующей школой становится Зверова Е.В., зав. учебной частью Зачепицкий Р.А. С 1935 г. по 1940 г. – Школа становится 9 неполной средней школой Смольнинского района (мужской). Директор школы – Гусев П.М.

Страница пятая

14 января 1941 года – решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся (Протокол № 34) была учреждена единая нумерация Школа№187 Ленинграда.
Школа № 9 Дзержинского района (по ул. Чайковского, д. 62 – Потемкинской, д. 5 – угловое здание) преобразована в среднюю школу № 187.

Страница шестая

1941-1945 гг. – документы Дзержинского РОНО за военный период не сохранились. Известно лишь, что в 1945 г. в послевоенное время в школе учились 1113 учащихся.

Страница седьмая

В послевоенные годы директором средней школы № 187 был Шаров Иван Андреевич (1912 г.р.), химик по образованию.
Завучи школы:
Худина Валентина Михайловна – учитель истории (1910 г.р.),
Гурвич Александра Павловна – учитель начальной школы (1914 г.р.).
В архивах сохранился подробный Паспорт средней школы № 187 и годовые отчеты Дзержинского РОНО за 1951-1955 гг.

Анализ этих документов позволяет судить о том, что в 187 школе работала предметная комиссия, которая особое внимание уделяла работе над методической темой «Методика организации работы с отстающими», а таких детей в школе было много.

Администрация школы стремилась решать эту проблему различными путями. В школе была создана комната продленного дня, активно работал родительский комитет, который создал фонд всеобуча для оказания помощи нуждающимся детям.

В школе проводятся интересные вечера по предметам, но в то же время указывается большое число проблем, которые затрудняют учебный процесс (в кабинете физики нет достаточного количества столов и дети сидят по 4 человека за одним столом, нет шкафов, приборов, нет подводки тока для проведения опытов и др.). Тем не менее в отчетах отмечены успехи учащихся 187 школы: победы в городской олимпиаде по химии, английскому языку и др. предметам; в 1953/1954 гг. – лучшая успеваемость среди школ района по итогам года.

В 187 школе хорошо была поставлена спортивно-массовая работа. Это одна из лучших школ в городе по спорту ( учитель физкультуры Глазер А.А.).

Интересно работала в школе комсомольская организация. Комсомольцы принимали участие в воскресниках, дежурили на агитпунктах, оказывали помощь в распилке дров престарелым инвалидам, собирали металлолом, озеленяли район.

В середине 50-х гг. в 187 школе работают прекрасные педагоги:
учителя географии Глаголева Л.А., Шутова А.А.
учитель литературы – Гольденштейн И.Н.,
учителя истории – Худина В.М., Левина М.И.
учитель естествознания – Лимхина М.С.,
учитель логики и психологии – Альтшуллер М.С.

Страница восьмая

Со 2 апреля 1984 г. № 187 присвоен средней школе – новостройке на пр. Энтузиастов 46/3 в Красногвардейском районе г. Ленинграда.

Директором школы со дня открытия до 9 июня 1995 года была Попова Галина Ивановна.

С 1995 года по настоящее время школу возглавляет Александрова Людмила Анатольевна. В школу пришло 450 учащихся из других школ микрорайона. В классах было по 40-50 человек. С 1986 года школа стала средней.

За 30 лет своего существования 4 учащихся закончили школу с золотой медалью, 14 учащихся – с серебряной медалью.